ФАС акцентирует внимание специалистов на острых вопросах в сфере закупки лекарств

На конференции «ФармМедОбращение 2018» заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская напомнила об истории развития законодательства, регулирующего вопросы закупок лекарств. В частности, нормы Закона о контрактной системе [1] и подзаконных актов Правительства РФ запретили закупку препаратов по торговым наименованиям [2] и объединение в один лот уникальных, наркотических, психотропных, радиофармацевтических препаратов с иными препаратами. Также запрещено формировать «большие» лоты и закупать лекарства по несоответствующим законодательству ценам.

Огромным шагом вперед представитель ФАС России назвала вступившее в силу с 01.01.2018 постановление Правительства РФ № 1380, установившее требования к правилам описания закупаемых лекарств.

Вместе с тем, ФАС России волнуют вопросы применения правил описания закупаемых лекарств в рамках создаваемого каталога лекарственных препаратов, в котором пока не установлена эквивалентность различных лекарственных препаратов между собой.

«В настоящее время наиболее острыми вопросами в сфере закупок лекарственных препаратов остались применяемые в субъектах РФ схемы выведения бюджетных средств из-под требований 44-ФЗ, ошибки применения правила «третий лишний», широко распространившаяся практика заключения контрактов с единственными поставщиками на поставку препаратов, имеющих аналоги», – сообщила Надежда Шаравская.

Представитель ФАС России рассказала о предложениях службы по совершенствованию закупок лекарств, которые вошли в разработанную органом «дорожную карту» «Развитие конкуренции в здравоохранении» [3]. К ним относятся установление запрета на объединение в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов, установление критериев состояния рынков лекарственных препаратов, закупка которых может осуществляться у единственного поставщика. «Дорожной картой» также предусмотрено установить возможность получения статуса единственного поставщика только в отношении лекарств, не имеющих аналогов на территории РФ, установить возможность заключения долгосрочных государственных контрактов только в отношении лекарств, защищенных патентами, при условии значительного снижения цен на такие лекарственные препараты и устранить противоречия между данными о стране происхождения лекарственного препарата в регистрационных удостоверениях и в сертификатах СТ-1.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
[2] кроме исключений
[3] утверждена распоряжением Правительства РФ от 12.01.2018 № 9-р

11 октября 2018