Огромные счета за малоэффективные медицинские услуги, бесконечные повторные анализы и приемы у врачей станут просто печальным воспоминанием.

В 2016 г. государство закупило лекарств и медицинского оборудования на 535 млрд руб. Для совершенствования лекарственного обеспечения и сокращения неэффективных расходов в регионах Минздравом России совместно с дочерней структурой госкорпорации "Ростех" — компанией "РТ — Проектные технологии" — была разработана информационно–аналитическая система мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ИАС)[1].

Начиная с 1 марта 2017 г. проходят тестовые испытания работоспособности ИАС и ее взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС). ИАС создана с целью контроля закупочных цен на лекарственные средства на государственных торгах. Основной задачей системы является оперативный анализ информации по всем государственным и муниципальным закупкам как на этапе их планирования, так и по результатам конкурсных процедур.

Данная система позволит унифицировать расчеты максимальных закупочных цен на лекарственные препараты и на ранних стадиях выявлять и предупреждать закупки лекарств по завышенным ценам в различных регионах. По прогнозам экспертов, внедрение ИАС уже в 2018 г. приведет к существенному сокращению разброса закупочных цен вокруг средневзвешенных рыночных цен.

ИАС работает во взаимодействии с другими информационными системами и, прежде всего, с ЕИС. Из единой информационной системы в сфере закупок ИАС получает сведения об утвержденных планах закупок, о планах-графиках закупок; данные об извещениях о закупке; сведения из реестра контрактов, отчеты заказчиков об исполнении контракта (или его отдельных этапов); итоговые протоколы определения поставщика; сведения об исполнении (расторжении) контрактов, заключении дополнительных соглашений к ним; данные об идентификаторах заказчиков и поставщиков по контрактам на закупку лекарств. На основании получаемых из ЕИС данных о заключенных и исполненных контрактах ИАС должна рассчитывать референтные цены на лекарства, т.е. такие, на которые можно ориентироваться при установлении начальной цены контракта[2], а затем направлять их в ЕИС.

Для функционирования системы в сфере закупок на основе государственных реестров зарегистрированных лекарственных средств и предельных отпускных цен[3] был разработан структурированный Единый справочник-классификатор лекарственных препаратов (ЕСКЛП), который встроен в систему закупок. Минздравом России совместно с заинтересованными ведомствами ведется унификация сведений о международных непатентованных наименованиях лекарственных средств, форм и дозировок лекарственных препаратов в ЕСКЛП. После запуска ИАС в промышленную эксплуатацию с 1 января 2018 г. все государственные и муниципальные заказчики будут иметь возможность вносить информацию о контрактах на закупку лекарственных препаратов в структурированной форме с использованием унифицированного справочника-классификатора.

Каждый лекарственный препарат, входящий в ЕСКЛП, содержит специальный код. В первой его части (21–значной) зашифрована информация об МНН, лекарственной форме и дозировке в соответствии с форматом Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. А вторая часть содержит 13-разрядный код конкретного торгового наименования. Таким образом, ЕСКЛП позволяет заказчику на этапе планирования закупок определить товар без указания конкретного торгового наименования (за исключением отдельных случаев, когда препарат закупается для пациента при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии). А при заполнении данных о контракте — уже с выбором конкретного торгового наименования.

Итак, совсем скоро информационно-аналитическая система мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд заработает в полном объеме. Каков в настоящее время статус работ по созданию ИАС?

Одобрены технические требования к ИАС, согласован атрибутивный состав Единого справочника-классификатора лекарственных препаратов, подготовлены проекты изменений в нормативно–правовые акты, которые необходимы для дальнейшего запуска ИАС в промышленную эксплуатацию, введено в опытную эксплуатацию программное обеспечение системы. Согласованы правила и форматы взаимодействия ИАС и ЕИС, обеспечено продуктивное информационное взаимодействие между ними, т.е. опытная эксплуатация ИАС осуществляется с использованием реальных данных из ЕИС.

С момента начала продуктивной эксплуатации в ИАС обработано более 80 тыс. контрактов на закупку лекарственных препаратов с кодами ЕСКЛП на общую сумму более 62 млрд руб. При этом контрактов с превышением рассчитанных референтных цен (от 10 до 100%) по методике ИАС оказалось более 17 тыс. (21,8% от общего числа) на сумму 7 млрд руб.

По состоянию на 11 октября в ЕСКЛП содержится более 10 тыс. узлов СМНН[4]. Так называемый узел состоит из триады: МНН, лекарственная форма и дозировка, позволяющей определить конкретный ЛП.

Закупки производились по более чем 6 тыс. узлов (57,1% от общего количества). Из них рассчитанную референтную цену на основе полученных из ЕИС данных имеют более 2 тыс. узлов (21,1% от общего числа). Это позволяет, в свою очередь, определить референтную цену для более чем 100 тыс. конкретных позиций каталога лекарственных препаратов.

При этом по более чем 3 тыс. узлов СМНН (36% от общего количества) закупки производились, но данных в контрактах оказалось недостаточно для расчета референтной цены.

В разрезе по уровням бюджета на первом месте по сумме заключенных контрактов, естественно, находится федеральный бюджет. Но наибольшее количество контрактов с превышением референтных цен заключалось на региональном уровне. И, соответственно, наибольшая сумма по контрактам с превышением референтных цен была выплачена за счет региональных бюджетов.

Среди регионов лидирующую позицию по количеству заключенных контрактов занимает Владимирская обл. (1764). А по сумме заключенных контрактов — Краснодарский край (почти 1,5 млрд руб.). Что удивительно, средняя доля контрактов с превышением референтных цен (от 10 до 100%) от общего количества заключаемых контрактов в регионах примерно одинакова и держится на уровне 25%.

ИАС позволяет в автоматизированном режиме не только рассчитать референтные цены на лекарственные препараты, но и выявить ряд нарушений. В первую очередь под прицелом оказываются контракты с превышением рассчитанной референтной цены от 10 до 100%. Они помечаются как "контракты с превышением". Если превышение составляет менее 10%, отметка не ставится, а если более 100%, контракты помечаются как "контракты с некорректными данными".

Еще одним предметом анализа ИАС является поиск дробления контракта. Если, к примеру, больница закупает примерно в одно и то же время у одного и того же поставщика один и тот же препарат несколькими партиями и при этом все контракты без превышения референтной цены, здесь есть повод задуматься. И такие контракты тоже "подсвечиваются".

И последний предмет анализа ИАС — признаки сговора. Система в автоматическом режиме ищет устойчивые связи между заказчиками и поставщиками по контрактам на закупку лекарственных препаратов с превышением референтных цен. Ничто не укроется от "всевидящего ока" ИАС.

--------
[1] Публикация подготовлена на основе выступления заместителя генерального директора АО "РТ — Проектные технологии" Владимира Витухина на заседании секции "Совершенствование системы закупок медицинской продукции для государственных и муниципальных нужд", прошедшей в рамках Всероссийской конференции "ФармМедОбращение 2017".
[2] Минздрав России утвердил порядок определения начальной (максимальной) цены контракта при закупке лекарственных препаратов медицинского применения приказом №871н от 26.10.17. — Прим. ред.
[3] Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС) и Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ГРПОЦ).
[4] СМНН — справочник международных непатентованных наименований.
4 января 2018